Swarg
Дело, ведь, вот в чем.Технико-технологический подход может неплохо решать все те же задачи, что ты указал. И даже возможно лучше. (У меня такой неуверенный тон, потому что морфологией и орнаментальной типологией вплотную я не занимался) Лучше, потому, что все эти задачи мы решаем исходя из того, что любые артефакты, принадлежат соответственным человеческим коллективам. Грубо говоря - вот горшок, он принадлежал такой-то культуре. Потому, что в традиционных обществах существовали жесткие традиции изготовления этих артефактов. (это, конечно, утрированно и не совсем правда ) НО! Все таки мы из этого исходим - и все изменения соответственных артефактов связываем с изменениями (смешения, дробления на лок. группы, эволюция, деградация и т.п.) соответственных человеческих коллективов.
Так вот, изменения морфологии и орнамента - показывают, что произошли изменения в чел. коллективе, но не раскрывают причин этих изменений, являясь лишь их видимым результатом. Классический пример - соотношение алакульской и федоровской культур. До сих пор еще идут споры - считать их различными "этническимим), а то, как постепенно изменяются навыки, позволяя проследить саму направленность изменений.
Конечно, есть такие проблемы, которые может " образованиями, либо это одна, хронологически развившаяся из другой, культура? Морфология и орнаментация - не могут дать ответа. Дискуссирующие апелируют в основном (убедительно и с той и с другой стороны) стратиграфическими и планиграфическими выкладками.
А технико-технологический подход изучает не саму керамику - как объект, а навыки её изготовления. Культурные традиции её производства. Что позволяет видеть не то, как изменяется форма (по неизвестным причинам) а как (и в какой последовательности) изменяются навыки труда.
Конечно, многие вопросы может решить даже интуитивный подход. В принципе, все глобальное наследие археологической науки было накоплено таким способом и в общих чертах не потеряло актуальности. Но ведь надо двигаться дальше?..