Вопрос о приоритете покровска над ранними срубниками зависит от интерпретации конкретных источников (погребений). Например, одни и теже комплексы относят и к покровску и к ранним срубникам. В первом случае получается приоритет покровска, во втором - синхронность и разные линии культурогенеза.
О синхронности позднего покровска и ранних срубников пишет и Н.М. Малов, выделивший в свое время покровскую культуру.
По поселенческим памятникам на раннесрубных поселениях волго-уралья не редко сосуществуют покровские материалы. Есть это и в Правобережье.
Приоритет покровска над СКИО несомненен, а вот над ранними срубниками, увы.
Немного о Синташте...
Вообще Синташта (как культура) синхронизируется по псалиям с целым рядом культурных образований восточной Европы.
Так щитковые синташтинские псалии имеют близкие аналогии в КМК, ДВАК, потаповке, покровске (+ ранние срубники) и т.д.
Древнейшие типы псалиев, встреченные в Зауралье типологически близки к другим Южноуральским, Поволжским и Среднедонским. Синхронизация псалиев идет не только по типологии предметов, но и по технологии их изготовления.
Так бабинские псалии (Каменка и тд.) имеют сходство с абашевскими уральскими (Баланбаш и тд.), синташтинскими, потаповскими (сама Потаповка), ДВАК и т.д.
Далее синташта частично синхронизируется по находкам костяных лопаточек с ДВАК, потаповкой, средневолжским и уральским абашево. Вещь редкая, в покровске и КМК - нетуть ее.
В синташте известны находки костяных пряжек как в КМК (Каменный Амбар-5).
В свое время самарцы синхронизировали потаповку с ранним периодом КМК на том основании,что поздняя КМК, по их мнению, синхронизируется с раннесрубными материалами лесостепного Поволжья (погребальный обряд, керамика и др. инвентарь, в том числе - костяные пряжки и кольца.
Отредактировано Аспирант (2007-01-19 00:56:43)