Урало-Поволжская Археологическая Студенческая Конференция

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Материалы XL УПАСКа: преамбула

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

К сожалению, на конференции я не присутствовал, поэтому с докладами ознакомился только по публикациям. Некоторые материалы вызвали вопросы и сомнения, которые я и вознамерился изложить.
Разумеется, публикация моих соображений является приглашением к дискуссии.
Прошу прощения, если повторю те мысли, которые высказывались на конференции, равно как и заранее приношу свои извинения за те высказывания, которые могут показаться не корректными. Обидеть я никого не хотел!
В заключение хочу сказать спасибо всем участникам конференции за интересные и содержательные материалы!

Отредактировано Paul Banyan (2008-02-07 16:05:30)

0

2

Собственно, амбула :)

Нуралинова А.Г. Дети в обществе эпохи поздней бронзы…
При общем согласии с выводами, позволю себе критическое замечание по поводу методики работы. Произведя выборку детских синташтинских погребений и анализ погребальной обрядности, автор не оценила их соотношение с количеством взрослых погребений и не дала общую статистическую характеристику взрослого погребального обряда. Большого труда подобная работа не составила бы, поскольку база данных по синташтинской погребальной обрядности опубликована и проанализирована (Епимахов, 2003).
Например, приведена показательная, по мнению автора, цифра встречаемости астрагалов в детских погребениях (21%) и сделан вывод о возможности их интерпретации как детских игрушек, либо об использовании принципа pars pro toto. Но какова вообще роль астрагалов в погребальной обрядности? Как часто они встречаются в погребениях в целом? Отсутствие этих данных снижает достоверность выводов исследования.
Кроме того, проведи автор подобную работу, она бы пришла к довольно интересному выводу: при общем признании пышности, неординарности синташтинского обряда, дети в процентном отношении составляют в некрополях подавляющее большинство (цифры озвучил Епимахов в докладе на заседании Челябинского филиала ИИА УрО РАН на этой неделе). С чем связана такая структура погребальной обрядности, какие процессы и представления они отражают? – вопросы открытые.

Панферова О. Проблема развития коневодства у населения ямной культуры
Пример весьма качественного исследования. Однако логика и сделанные выводы несколько обескураживают. Автор пишет, что кости лошади практически не встречаются в курганах, но при этом преобладают на поселениях. Предполагается, что лошадь стала использоваться в транспортных целях, из чего делается вывод, что существовало табу на использовании мяса этого животного в ритуальных целях (правда, приводится ссылка на других исследователей). Мягко говоря, в основе вывода лежит допущение, не подтверждаемое никакими фактами. П.А. Косинцев на основании преобладании костей лошади на энеолитических поселения ботайской культуры и культуры Среднего стога делает обратный вывод – исключительно о продуктивном использовании лошади.
Есть и еще ряд соображений, идущих вразрез с логикой рассматриваемой работы. Известна (ссылки привести затруднюсь) общеиндоевропейская градация ценности жертв: МРС-КРС-лошадь-человек (место свиньи и собаки я не помню). И схема эта отражает именно степень значимости жертвы для общества. Сомнений в принадлежности ямного населения к индоевропейской общности, вроде бы, испытывать не приходиться, следовательно, можно предполагать, что эти архетипы начали складываться примерно в это время. Кроме того, в ямных погребальных памятниках прекрасно документировано широкое использование четырехколесных повозок и бычьей упряжки, которые имели огромную значимость в быте и хозяйстве ямных племен. Отчего же не было табуировано принесение в жертву быков?
Следующее критическое замечание связано с использованием терминологии. Мне уже приходилось сетовать на слабое соответствие археологической лексики и современной коневодческой. Елена Ефимовна Кузьмина, безусловно, выдающийся исследователь, однако в отношении коневодства применяемая ей лексика и понятия страдают некоторой неточностью, которая дублируется и уважаемой О. Панферовой. Удила и псалии влияют на управление лошадью, но никак не на посадку всадника, которая зависит от наличия седла, стремян и, самое главное, общего мастерства человека.
Осознаю, что мой последний пассаж будет напоминать анекдот про то, как Рабинович Beatles пел... [censored] Анекдот оказался в тему: "Слышал я ваших Beatles, кортавят, слова забывают."

Чирков М.В. Атрибутирование очагов и кострищ с использованием экспериментальных данных
Удивление вызывают хронологические рамки работы – V-X вв. н.э. Представляется, что сделанные автором с выводы с успехом могут быть распространены на все времена и народы. Радует глубоко проработанная методо-методологическая база исследования: осознание автором необходимости серийности экспериментов, применение точных измерительных приборов, рефлексия над основными понятиями экспериментальной археологии. Считаю данную работу чрезвычайно перспективной и желаю автору постоянно расширять объект исследования путем реконструкции различных типов тепло-технических сооружений. Респект аффтару! Пеши исчо.

Свирский В.С. Костяные наконечники стрел из коллекции поселения бронзового века Малая Березовая-4
В начале текста автор признает, что культурная атрибуция костяных наконечников стрел – дело весьма не легкое ввиду немногочисленности находок и их рассеянности по огромным территориям. Далее автор производит классификацию трех рассматриваемых находок по Нелину. Отметим, что предложенная Дмитрием Владиленовичем Нелиным типологическая схема, основана на функциональном подходе, который многие явления трактует как надкультурные. Далее автор рассматриваемого исследования, привлекая единичные (!) аналогии, производит культурную атрибуцию находок. Мне видится, что при условии отсутствия достоверных, статистически значимых серий, трактовать те или иные признаки как культурные неправомерно. Тем более, если речь идет о предметах, морфология которых напрямую детерминирована технологией изготовления и функцией.

Наконец, последнее. Видимо, я имею полное право причислять себя-любимого к сомну классиков отечественной археологии. Третий раз сталкиваюсь с прямыми цитатами своих трудов в публикациях без ссылок на авторство. В данном случае из моих текстов состоит около трети работы. Автора «исследования», разумеется, указывать не буду.

Отредактировано Paul Banyan (2008-02-07 20:08:22)

0

3

Игорь, замечания у вас, конечно, интересные и правильные. Но вы не учитываете того, что тезисы - это КРАТКОЕ изложение своего доклада, и в них авторы не могли в полном объеме изложить свои мысли по тому или иному вопросу.

0

4

Приятно,что мой доклад обсуждается на форуме, тем более, что критика всегда полезна,но некоторые замечания показались мне не совсем верными,наверно от того, что автор не был на конференции. Во-первых, про колесницы у ямников я ничего не говорила,во-вторых вывод П.А.Косинцева о том, что в энеолите лошадь использовали как мясное животное, мной не опровергался,о ее транспортном назначении говорилось применительно к бронзовому веку. По поводу терминологии: я пока еще не специалист в данном вопрсе, занимаюсь им первый год,поэтому вполне естественно обращение к терминам, используемым таким авторитетным человеком, как Е.Е. Кузьмина.

0

5

Псалии у ямников? Или на Урале ямники особенные?
Кстати, отсутствие псалий, стремян и удил как раз влияет на посадку всадника.

Олеся, а не могли бы вы выложить свой доклад в сеть? Чтобы не было: "я Пастернака не читал, но возмущен".

0

6

Олеся!
Рад, что вы появились на форуме! Простите, что доверился слухам и приписал вам слова, которых вы не говорили (это о колесницах). Виноват. Готов искупить, загладить. Ваша мысль о переходе в ямное время к использованию лошади как тяглового животного понятна. Я говорю о том, что фактов, свидетельствующих об этом нет, а логическая система построена на допусках, которые, возможно, верны, но могут существовать и противоположные трактовки.
Если вы намерены продолжать заниматься лошадиной тематикой, рекомендую вам ознакомиться с современной справочной литературой по коневодству, конному спорту и верховой езде. Приведу наиболее важные:
- Гуревич Д.Я. Справочник по конному спорту и коневодству. М., Центрполиграф, 2000.
- Невзоров А.Г. Лошадиная энциклопедия мастера Haute Ecole Александра Невзорова / под ред. Л.А. Невзоровой. М.: АСТ, 2006.
К последнему автору (Александру Глебовичу Невзорову) лучше относится несколько критично и не доверять полностью.
А в целом, продолжайте в том же духе! У вас очень глубокий взгляд и классный язык!
PS. Поддерживаю идею о повторной публикации доклада здесь.

Mike!
Про псалии у ямников речи нет. Просто вырвано из контекста.
Что касается посадки, позвольте все же настаивать на своем мнении. Удила и псалии НА ПОСАДКУ всадника не влияют. Я в повседневной работе вообще не использую никакого "железа" (это профессионализм, означающий всю совокупность трензелей, мундштуков и т.п.). Принципы посадки от этого не изменились. Если без седла и стремян - да, посадка другая. Собственно, речь и шла о цитате из Е.Е. Кузьминой о разнице между понятиями "верховая езда" и "всадничество". Первое - это использование лошади под верх для повседневной езды, в пастушеских целях и т.п. Второе - узко военное применение, для которого необходим ряд дополнительных технических средств (удил с псалиями для управления лошадью и седло со стременами для уверенной посадки вооруженного всадника).

Отредактировано Paul Banyan (2008-02-07 20:10:25)

0

7

Paul Banyan,
спасибо за список литературы,обязательно прочитаю, тем более, что тема мне интересна, собираюсь и дальше над ней работать.

0

8

Уважаемый, Paul Banyan , захотелось узнать в какой области работаете вы, а также списочек тех еклассических трудов, на которые увы не ссылаюстся...

0

9

Надюшкинс написал(а):

Уважаемый, Paul Banyan , захотелось узнать в какой области работаете вы, а также списочек тех еклассических трудов, на которые увы не ссылаюстся...

Зравствуйте, драгоценная!
Поясню, что мой яд адресован конкретному человеку и, уверен, человек этот прекрасно знает о чем идет речь. Если придет сюда - прочтет и, быть может, задумается. Выносить сор из избы не буду, уж не обессудьте.
С вами же, уважаемая, я как-то пытался побеседовать лично посредством ICQ и надежды этой по-прежнему не утратил :) В привате готов поведать вам причину выплеснутой на форум желчи и предоставить полный список "классических" трудов.

0

10

Хорошо, буду ждать привата))
Вообще-то мне просто стало интересно, уж, простите :embarrest:

0